Как мы уже писали, в Букингемском Дворце будет демонстрироваться замечательная выставка, посвященная более чем 300-летней связи русской императорской семьи Романовых и британского королевского дома.
Но Виндзоров связывали с Россией не только драгоценности. На выставке будут также представлены фотографии, картины и другие ценности, свидетельствующие об этой связи.
Сказка о двух принцах
Родившиеся с разницей в три года, оба одного роста, голубоглазые и спортивные, с похожими щетинистыми усами, царь Николай II и король Джордж V были почти идентичны.
Эта фотография, которая будет представлена на новой выставке, была сделана во время визита Романовых в 1909 году на остров Уайт и подчеркивает их необычайное сходство.
Царственные особы были двоюродными братьями, так как их матери императрица Мария Федоровна и Александра, Принцесса Уэльская, были родными сестрами.
В 1893 году Николай посетил Лондон, приехав на свадьбу Джорджа.
Привыкший к роскоши Зимнего дворца в Санкт-Петербурге, Николай был удивлен, что, останавливаясь в доме Мальборо, он должен был разделить ванную комнату со своим дядей Вальдемаром из Дании и двоюродным братом Джорджем.
Королева Виктория говорила о Николае: “Его большое сходство с Джорджи постоянно приводит к смешным ошибкам, когда одного принимают за другого!”
Николай и Джордж встретились в последний раз в мае 1913 года, а в 1917 году Николай был свергнут. Сначала британское правительство предложило ему и его семье убежище в Англии.
Но Джордж, обеспокоенный тем, что жена Николая Александра родилась в Германии, а в тот момент многие страны переживали истерические антигерманские чувства (шла первая мировая война), передумал, тем самым, начав цепочку событий, которые закончились расстрелом большевиками царской семьи Романовых в 1918 году.
Связь с СССР
В апреле 1956 года Генеральный секретарь Коммунистической партии Советского Союза Никита Хрущев и премьер-министр Николай Булганин посетили Королеву в Виндзоре в рамках западноевропейского турне, направленного на улучшение отношений во время холодной войны. Британская пресса назвала их визит “Шоу Б и Х”.
Двое мужчин были очарованы “полной неприхотливостью” монарха, которой за день до этого исполнилось 30 лет. Они думали, что она “такая молодая женщина, которую вы, вероятно, встретите, идя по улице Горького в спокойный день”.
Во время традиционного обмена подарками представители Советского Союза подарили Королеве картину под названием “Зимний день” Игоря Грабаря, а также две фарфоровые вазы, изготовленные на императорском Фарфоровом заводе. Вазы посвящены временам года, и имеют названия “Теплая зима” и “Бурный день”.
Они также подарили ей соболью шубу и сибирского медведя – подарок, который предназначался для пятилетней принцессы Анны. Королева быстро отправила его в Лондонский зоопарк.
Только дамы
Шарлотта, Принцесса Уэльса – единственный ребёнок Джорджа, принца Уэльского (позднее ставшего королём Георгом IV) и его жены Каролины Брауншвейгской. Она была бы королевой, если бы не умерла в 21-летнем возрасте при родах.
На выставке будет демонстрироваться изображение Шарлотты с Орденом Святой Екатерины на груди. Этот орден она получила 1 июля 1817 года от Марии Федоровны, вдовы царя Павла I. Он был вручен в знак благодарности за гостеприимство Шарлотты и ее семьи, которые они проявили их сыну Николаю во время его визита в Лондон.
В 1909 году Николай II и Александра наградили таким же орденом будущую Королеву Марию, и ее знак отличия будет выставлен на выставке.
Орден был основан императором Петром I в 1714 году в честь его жены, будущей императрицы Екатерины I, и является женской наградой.
Либо императрица, либо вдовствующая императрица могла даровать его с одобрения царя, и только дамы высшей степени могли получить его.
Портреты английских королевских особ от русского портретиста
Вскоре после своего брака с герцогом Йоркским, будущая королева Елизавета, более известная, как Королева-мать, позировала для этого портрета русскому портретисту Савелию Сорину (1887-1953).
Нарисованная карандашом с добавлением акварели, герцогиня изображена в белом платье на белом фоне.
По словам официального биографа королевы-матери Уильяма Шоукросса, герцогиня позировала для портрета 4 августа 1923 года, когда Елизавете исполнилось 23 года.
Ее муж был в гостях, играя в поло, и этот день был пронзительным: ее близкий друг Принц Павел из Сербии, объявил о помолвке с принцессой Ольгой из Греции, а Джеймс Стюарт, с которым она встречалась до принца, женился на Леди Рейчел Кавендиш в тот же день.
Для герцогини это означало конец веселых дней ее юности.
Она отметила в своем дневнике, что она нашла позирование для портрета скучным и что она чувствовала себя подавленной. Как отмечает Шоукросс, “чувство печали, похоже, наполняет портрет”.
Двадцать пять лет спустя, в 1948 году, она поручила Сорину нарисовать ее дочь Элизабет, которая также недавно вышла замуж и уже была беременна своим первым ребенком.
Сорин в очередной раз создал простую композицию, и в очередной раз он отказался от королевских атрибутов, чтобы показать вдумчивую молодую женщину на простейшем фоне.
В то время принцесса жила в Кларенс-Хаусе, и сегодня этот портрет остается там же – в официальной резиденции принца Чарльза.
Роскошная сцена венчания Романовых
Жизнь Александры, последней императрицы России, была охвачена трагедией – от потери ее матери, принцессы Алисы от дифтерии, когда маленькой Алисе было всего шесть лет, рождения сына Алексея, больного гемофилией, до ее убийства вместе с мужем и их пятью детьми в июле 1918 года.
Обрученные Николай и Александра провели лето 1894 года с бабушкой Александры Королевой Викторией в Англии.
– Ты не знаешь, дорогая бабушка, – писал Николай Королеве Виктории перед своим приездом, – как я счастлив, что приеду и проведу время с тобой и моей любимой маленькой невестой”.
Но трагедия повлияла на их свадебные планы. Его отец Александр III получил терминальную болезнь почек и умер 1 ноября 1894 года, в возрасте всего 49 лет.
– Какая ужасная трагедия, – написала Королева, размышляя о том, что Аликс, как она называла свою внучку, станет одновременно женой и императрицей. – И каково положение этих дорогих молодых людей. Да поможет им Бог!”
Николай и Александра поженились в Санкт-Петербурге через неделю после похорон Александра III, невеста сменила свое черное траурное платье на богатое серебряное парчовое, покрытое мантией из золотой ткани, выстланной горностаем.
Вернувшись в Виндзорский замок, Виктория устроила большой ужин, чтобы отпраздновать свадьбу своей внучки.
Она обратила внимание на исполнение русского гимна и воскликнула: “О! Как бы я хотела, чтобы я была там!”
Она поручила одному из своих любимых художников, Лаурицу Туксену, присутствовать на свадьбе и написать момент, когда митрополит Петербургский архиепископ обвенчал молодую пару.
Законченная работа была повешена в Осборн-Хаусе, доме королевы Виктории на острове Уайт, прежде чем быть перемещенной в Букингемский Дворец после ее смерти в 1901.
Теперь эта уникальная картина будет украшать выставку в Букингемском дворце, посвященную более чем 300-летней связи русской императорской семьи Романовых и британского королевского дома.