Отношения королевы Виктории с посмертной фотографией принца Альберта

Хорошо известно, что у королевы Виктории было несколько траурных реликвий после смерти принца Альберта. Среди них были мраморный бюст, слепки обеих рук, а также посмертные фотографии. Менее известно, что королева сделала одну из этих фотографий, которая была окрашена вручную и обрамлена вечнозеленым венком, чтобы повесить над кроватью, где бы она ни провела ночь. Ее отношения с этим портретом интригуют, так как ее реакция на него сильно отличается от ее реакции на маску смерти, сделанную Уильямом Тедом Младшим, и на которую королева Виктория отказалась даже взглянуть после ее завершения.

В то время как Стэнли Вайнтрауб предполагает, что королева не хотела видеть маску смерти из уважения к принцу, который был против подобной практики после смерти, этот аргумент не учитывает тот факт, что королева держала хотя бы один из гипсовых слепок рук принца на ее тумбочке. Более того, маска смерти станет основой для нескольких памятных изображений, которые она лично поручила сделать. Она использовалась как для мраморной статуи, которая должна была быть помещена в Королевский Мавзолей возле Дома Фрогмор, так и для мраморного бюста, созданного Теидом, который стал одной из ее любимых статуй принца.

Возможно, более правдоподобной причиной может быть то, что королева Виктория отказалась увидеть маску смерти, поскольку она показывала бы ей образ принца Альберта, страдающего от болезни. Королева предпочла окружить себя идеализированными объектами и изображениями, которые вызывали воспоминания о живом принце.

То, что у королевы было посмертная фотография принца Альберта, висевшая над ее кроватью, противоречит этому, но если мы внимательно рассмотрим одну из двух сохранившихся фотографий, станет ясно, почему это изображение было скорее успокаивающим, чем беспокоящим.

Посмертная фотография имеет свои корни в давней традиции посмертных портретов. Для семей среднего и высшего класса было принято заказывать картину умершего любимого человека. Изобретение фотографии сделало посмертную портретную картину доступной для большинства классов. Хотя в Британии это никогда не достигало такого же уровня популярности, как в Америке, посмертная фотография, тем не менее, рассматривалась англичанами викторианской эпохи как важный способ сохранить рядом их умерших близких.

Что примечательно в посмертной фотографии, так это то, что умерший изображается таким образом, что создает иллюзию, что он или она все еще жив. Это достигалось путем размещения тела в повседневной позе и в домашней обстановке. Взрослые мужчины иногда изображались в креслах в их воскресной одежде, с открытыми глазами, словно просто отдыхали после напряженного рабочего дня. Детей и подростков часто держал один из родителей или окружали их братья и сестры, чтобы сделать фотографию похожей на семейный портрет.

Посмертная фотография матери с ее умершей дочерью

 

Посмертная фотография ребенка, мать которого держит его на руках, но прикрыта полотном, чтобы создавалось впечатление, что ребенок на фото один
Фотография умершего ребенка. Цвет на щеках и глазах был добавлен после того, как была сделана фотография, чтобы он выглядел живым

В некоторых случаях, как и в случае с принце Альбертом, было принято решение сделать снимок покойного, лежащего в постели. Затем фотограф придавал телу «вид спящего, как будто не спал ночь».

Посмертная фотография принца Альберта в 1861 году

Если мы рассмотрим фотографию принца Альберта, мы обнаружим, что фотограф действительно сделал большой шаг, чтобы создать иллюзию, что принц все еще жив. Хотя для нас венок над его головой служит напоминанием о том, что человек на фотографии умер, символический смысл, который придавали этому викторианцы, отрицает такое простое чтение. 

Для людей викторианской эпохи «круглая форма венков» символизирует вечность, а их цветы и листья представляют жизнь и обновление. Таким образом, похоронный венок обещает «воскресение и вечную жизнь». 

При внимательном рассмотрении фотографии заметно, что под подбородком есть кусок ткани, которое было принято завязывать, чтобы предотвратить открытие рта. Благодаря тщательной перестановке подушки и постельного белья и выбору правильного угла камеры, фотограф попытался создать иллюзию, что эта ткань является продолжением постельного белья. Само наличие повязки указывает на то, что снимок был сделан, вероятно, в течение 6-12 часов после смерти принца Альберта. Вероятно, королева Виктория желала, чтобы фотография была сделана до того, как смерть изменит внешний вид ее покойного мужа. В результате получилась фотография человека, который выглядит мирным и непринужденным и не проявляет никаких признаков продолжительной борьбы с болезнью.

В этом снимок контрастирует с маской смерти, в которой проявляются признаки страдания. Фотография в некотором смысле украсила труп принца, изображая его более спокойным, чем это было на самом деле. Таким образом, она предоставила королеве Виктории образ ее мужа без воспоминаний о его болезни и смерти, в отличие от маски смерти. Именно это отрицание смерти присуще посмертной фотографии, которая позволила королеве сохранить «чувство близости» к ее мужу. Поверить, что его «самая тень [ лежала там ] навсегда».

Exit mobile version