Одни скрывают свои мысли, другие их отсутствие

Фильмографии королевской семьи Великобритании может позавидовать добрая половина Голливуда. Ленты о жизни правящей верхушки Англии выходят буквально каждый год, так что новинками о монархах искушенного зрителя не удивишь. А вот забытым архивом — еще как.

21 июня 1969 был показан документальный фильм режиссера Ричарда Каустона. Он 18 месяцев следовал за Елизаветой II и принцем Филиппом буквально по пятам — вместе с ними отдыхал в Балморале, наблюдал, как супруг королевы жарит на гриле сосиски, присутствовал на семейных посиделках, подслушивал шутки ее величества и наблюдал за поведением молодого принца Чарльза.

Принцесса Маргарет на съемках фильма 

И все это, конечно, включил в основной хронометраж. Лента получилась удивительно насыщенной по фактуре, а Каустон сделал то, на что не осмеливался никто до него, — показал монархов не как недостижимых богов, а как обычных людей. Фильм очень напоминал реалити-шоу.

Получившийся фильм «Королевская семья» стал сенсацией. Сначала транслировавшийся BBC, а через неделю ITV, он предоставил общественности беспрецедентный проблеск в частный мир королевской семьи.

Елизавета в частном самолете

Однако смелая попытка ввести монархию в современную эпоху оказалась весьма спорной.
Критики утверждали, что фильм Ричарда Каустона уничтожил мистику королевской семьи, показав, что они обычные люди, в том числе сцены, когда герцог Эдинбургский жарит сосиски на барбекю в Балморал.

Также мир увидел, как королева ведет небольшую беседу с гостями, говоря президенту США Ричарду Никсону: «Мировые проблемы настолько сложны, не так ли?» По словам одного королевского биографа, королева сожалеет о своем решении позволить камерам войти, и это стало рассматриваться как «повторное изобретение, которое пошло не так».

Сэр Дэвид Аттенборо, тогда управляющий Би-би-си, предположительно, сказал Каустону, что его фильм «убивает монархию».

Когда королева смотрела фильм, она наслаждалась им с некоторыми оговорками. «Мы все немного нервничали, показывая его королеве, потому что мы понятия не имели, что она из этого сделает», – сказал Майкл Брэдселл, редактор фильма. «Она немного критиковала фильм в том смысле, что считала его слишком длинным, но режиссер Дик Каустон убедил ее, что два часа – это не долго».

Королева приказала спрятать ленту подальше в архив и больше не показывать ее на больших экранах — говорят, ее величество посчитала картину слишком личной. Букингемский дворец снял его с публичного обозрения в конце 1969 года, и его больше никто не видел.

Оглядываясь назад, причина этого имеет смысл. Это был первый раз, когда королевская семья рассматривалась, как реальные люди; это было почти реалити-шоу, еще до того, как реалити-шоу стали популярными. И это открыло им путь к неудобной известности.

«Они поняли, что если будут делать что-то подобное слишком часто, то обесценят себя, позволяя «магии просочиться наружу» – сказал Роберт Лейси, исторический консультант в ABC special.

И лишь через 40 лет Национальной портретной галерее в Лондоне было разрешено показать часть фильма на предстоящей выставке, посвященной бриллиантовому юбилею королевы. В этом эпизоде королева сидит за завтраком в Букингемском дворце с герцогом Эдинбургским, принцем Уэльским и принцессой Анной, и рассказывает анекдот о сановнике, упавшем перед королевой Викторией.

Дворец ограничил клип только 90 секундами, но большая часть документального фильма остается запрещенной для публики.

Пол Мурхаус, куратор выставки, сказал: «Легенда гласит, что королева не хочет, чтобы фильм показывали. К сожалению, фильм давно не смотрели. Он просто исчез. Королева не желает его демонстрации. Хотелось бы, чтобы мы могли показать это целиком. Это многое говорит о семейной жизни. И это пересмотрело представление нации о королеве – зрители были поражены возможностью услышать, как королева говорит спонтанно, и увидеть ее в домашней обстановке».

Фрагмент фильма был представлен на выставке Queen: Art and Image (Королева: искусство и образ), где также были представлены портреты, фотографии и произведения современного искусства, в том числе изображения Сесила Битона, Пьетро Аннигони и Энди Уорхола.

Мистер Мурхаус охарактеризовал королеву как «вероятно, самого визуально представленного человека из когда-либо живших, и все же, что мы на самом деле знаем о ней?»

Выставка рассказывает о том, как за последние 60 лет монархия была «сокращена и деимпериализирована». Она начинается с первого появления в качестве королевы в феврале 1952 года, когда она приехала в Великобританию из Кении, узнав, что ее отец, король Георг VI, умер.

Снимки первых лет ее правления отражают пышность и церемонию, в том числе, изображенную Битоном на коронации 1953 года:

Церемония коронации Елизаветы II
Портрет Королевы. Пьетро Аннигони, 1955 год

Ее также помнят как великую красавицу на фотографии Дороти Уилдинг, сделанной в 1952 году и широко используемой на марках, монетах и карточках.

«Здесь мы забываем, что королева очаровала нацию своей молодостью, свежестью и гламуром», – сказал Мурхаус.

1960-е годы ознаменовались огромным изменением образа Королевы, и Букингемский дворец стремился подчеркнуть, что она была женой и матерью, знакомой с жизнью своих подданных. Поэтому на выставке представлена фотография королевы, качающей в колыбели маленького принца Эндрю, сделанная в 1960 году и полностью лишенная атрибутов монархии.

По словам Мурхауса, катастрофа Аберфана 1966 года стала «переломным моментом» для имиджа королевы.

Ужасная трагедия маленького шахтерского поселка Аберфан в Южном Уэльсе в 1966 году потрясла весь мир. После затяжных дождей, гигантский оползень — гора угольного шлака на огромной скорости сошла вниз и похоронила под собой местную школу, где в тот момент находилось 116 детей.

«Ее критиковали за то, что она не сразу поехала в Аберфан, и было ощущение, что она недостаточно общалась со своим народом. Ее советники чувствовали это и знали, что нужно что-то делать. Это привело к новому способу восприятия «королева недоступная».

На снимке 1971 года, сделанном Патриком Личфилдом, видно, как она смеется в нерабочее время, наблюдая, как кого-то выбрасывают за борт с Королевской яхты Британия.

Современные работы включают портрет Криса Левина 2007 года «Легкость бытия», на котором ее глаза закрыты. По сообщениям, королева сказала Левину, что ей понравилась картина.

Личная жизнь Елизаветы II скрыта за завесой тайны, хотя она публичная личность. Большинство из нас имеют слабое представление о том, как живет королева. И это, несмотря на то, что она самый долгоправящий монарх.

Exit mobile version